21:23 

Человек и окно

Yadochka
Если жизнь подбросила тебе кислый лимон, подумай где взять соль и текиллу
Собственно говоря - вот-труд нескольких ночей, корректура от замечательной нашей Виктории Яковлевны,которой я хочу подарить большой-большой торт, и моей подруженьки дорогой-Лю(не корректура,а труд- он у нас был на двоих).
Тема возникла у Лю.У Лю всегда много тем,книг,философских течений,увлечений мыслями и персоналиями.Итак:человек и окно.Окно как символ: древнего,как архетип,как миф.Каритны: как выражение мыслей художников,творцов,духа времени,идей,направлений,течений в живописи,течению времени и жизни.

Я рекомендую посмотреть картины Хоппера( главная тема- одиночество в большом городе,кафешки с огромными стенами-витринами,люди:одинокие среди толпы),подглядывания в окна, ещё-Ирина Бируля.Петербургский художник.Всё очень петербургское: дворы колодцы,старые утюги,швейные машинки,разбитые окна-витражи,уходящая эпоха,питерская вечная слякоть и изморось,но вместе с тем не на столько мрачно и грустно как могло показаться,при чтении моего описания)
Приятного чтения ^^



Окно как многозначный символ играет значительную роль в западноевропейском изобразительном искусстве.


Сквозь окно проходит крайне важная метафорическая ось, связующая ряд важнейших культурных понятий и соответствующих им моментов человеческого существования. Эта ось выглядит так: окно - око - светило – небо. Эти понятия метафорически параллельны, каждое из них – взаимообратимо, одно символизирует другое.



С окном связан ряд действий и состояний, привычек и ритуалов, из которых также складывается его образ. Действия и ритуалы в отношении окна делятся, условно, на три группы в соответствии с его функцией: возможность смотреть в окно, проникновение света через окно, и, наконец, взаимодействие окна и пространства.

Возможность смотреть в окно является наиважнейшей: поскольку окно можно воспринимать, как символическое око, то взгляд через него аналогичен возможности видеть как таковой. Обобщением соотношения окна и действия, окна и видения может служить высказывание филолога Владимира Топорова о том, что через окно реализуются наиболее общие формы взаимоотношений « человек – мир», в частности, такие противопоставления, как «внешний – внутренний», «видимый – невидимый», «открытость – закрытость», «опасность – безопасность», которые, собственно, и служат в самых общих чертах для описания отношений человека и мира, познания себя через мир. В переносном значении архетип окна упоминается чаще всего в произведениях современных писателей-экзистенциалистов. У популярного, но спорного писателя Виктора Пелевина мы можем найти сравнение окна с внутренней пустотой, незащищенностью, личностной уязвимостью.


Исследователь Светлана Барышева рассматривает мифопоэтическую традицию прочтения окна:


«В соответствии с мифопоэтической традицией окно обозначает «границу между малым пространством человеческого быта и безграничным пространством вселенского бытия». Сложная символическая семантика окна непосредственно связана с представлениями о жизни и смерти. Окно – это отверстие в стене и «вход» для смерти.


В древнейших представлениях людей мотив пути оказывается неразрывно связанным с мотивом дома. Это объясняется тем, что мифологическая модель мира обладает особой пространственной организацией. В ее основе лежит оппозиция космоса – пространства, относительно безопасного для человека, и хаоса – «не – пространства», враждебного людям.


Структурообразующая роль в создании архаичной картины мира принадлежит дому. Мир дома и мир природы существуют параллельно и равноправно, и связывает их окно. Состояние окна характеризует отношение двух миров. Во многих литературных произведениях окно еще больше разъединяет людей. Замкнутость малого мира еще больше усиливает ощущение замкнутости большого мира. Мотив окна усиливает ощущение преграды, затрудненности общения, мотив одиночества, несвободы….»






Всем хорошо известны классические окна с их чёткими, прямыми линиями; можно вспомнить волшебную игру оконных витражей старинных мастеров. Однако, наше время предлагает и то, что можно всецело назвать «продуктом» новой эпохи: соединение оконного стекла с пластиком и бетоном.


Каждое окно-это маленький мир, и как бы не концентрировался наш взгляд на внутреннем убранстве комнаты, мы, так или иначе, устремляемся «за»: за грань между миром внутренним и миром внешним.


Многогранность изображения внутреннего мира и мира внешнего можно увидеть в живописи голландского художника ХVII века Яна Вермеера Дельфтского.


«Молочница»:


«В домашнем хозяйстве того времени существовало различие в прислуге по ее принадлежности и функциям. В противоположность скотницам, область деятельности которых распространялась на хлев, обязанности молочницы были ограничены сферой внутри дома. Она должна была заботиться о молочных продуктах, об их хранении, приготовлении творога, масла, сыра, очистке молочной посуды, приготовлении цедильного холста, содержании в чистоте кладовых, о защите продуктов от насекомых (с помощью воскурений мирты, ладана, зверобоя). Производство молока играло существенную роль в экономике страны, к этому продукту относились с почти религиозным поклонением».


www.irinaepifan.narod.ru .Биография и картины Вермеера.


Мы видим, как сосредоточенно и осторожно молочница наливает молоко. Свет, льющийся из окна, преображает действительность, глаз воспринимает саму фактуру вещей: золотистую корочку хлеба, густую струйку молока. Цвет здесь светоносен. Окно играет роль усилителя эффекта качества.


«Девушка, читающая письмо у открытого окна»


Глухая вязкость теней поглощает пространство, и лишь окно – источник света - являет сияние дня. Через отражение в створке открытого окна преломляется силуэт девушки - воздушный и нечёткий, словно метафора ее чувств – хрупких и нежных.


Три фактора: окно, девушка с письмом и светоносная среда дают нам возможность прочувствовать внутреннее состояние героини.


«Офицер и смеющаяся девушка». Окно, изображенное в картине, дает возможность ясно увидеть большую карту на стене. Символика изображения карты в картине в Голландии ХVII века давала возможность воспринимать изображенный на ней мир, как метафору жизненного пути. Моря, реки, горы, равнины – все это сродни оазисам покоя, внутренним преградам, возможным перспективам освоения новых просторов, - житейскому морю человека


Ничто не стоит на месте, и искусство ХХ века является тому подтверждением.


Бельгийский художник-сюрреалист Рене Магритт в своих работах представил мир как своеобразное помещение, а каждое помещение с окном ощутил как мир, переполненный вещами людьми и их судьбами. В его картинах всё можно увидеть, но невозможно познать. Так и окружающий мир – он всегда рядом с нами, вокруг нас, но на то, чтобы его познать, не хватит и целой жизни.


Сальвадор Дали по – своему усложняет концепцию восприятия окон.


В картине «Фигура у окна» мы вместе с героиней созерцаем окружающий мир. Женщина и окно составляют единое целое.


Иной замысел читается в работе «Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Галы, повернувшейся спиною и увековеченной шестью виртуальными роговищами, временно отраженными в шести зеркалах».


В одной картине сосуществуют сразу три мира, три перспективы, связанные с окном, зеркалом и мольбертом. Мы видим художника в двух воплощениях: творца в начале осознания замысла картины, творца за работой – зеркало отражает творческий экстаз художника. Намеренно усложняя композицию, благодаря свету из окна, Дали обыгрывает глухую тень чистого холста и зеркала, рождающего портретный образ Галлы прежде, чем он появится по воле кисти художника.


Петербургский художник Ирина Бируля чарует печальными образами исчезающего Петербурга. Город Бируля многосложен и метафоричен, подобно театральным декорациям. Город Бируля – это город надтреснутых окон, одиноких судеб, воспоминаний…


Диптих "Как молоды мы были». За размытым стеклом окна-картины, как за преградой, – два человека. Пелена атмосферы Петербурга плавно переходит в тайну частной жизни: мужчина и женщина смотрят на нас из глубины своего опыта , долгих лет печалей и радостей…


Продолжая тему петербургских окон, работа «Бессонница» показывает историю стены, стены старости и усталости. Человек только что был (в пепельнице – дымящиеся окурки), но его уже нет, трещины на оконном стекле тенью ложатся на потрескавшуюся стену,возникающую,как картина в картине. Разрушение времени и временем, жизнь и суть вещей приравниваются к судьбе и жизни человеческой.


Сдержанная холодность, и вместе с тем, внутренняя эмоциональность свойственна картинам Эдварда Хоппера.


Ночь. Гостиница. Окно. Перед окном – богатая немолодая дама. Предельное напряжение - в позе и взгляде дамы, в тревожной интенсивности красного цвета платья, в прямых, резких линиях занавеси окна. Нет лишних деталей - лишь яркие тревожные акценты цвета и тёмное огромное окно…


Тема одиночества – одна из основных в творчестве Хоппера. Он раскрывает ее в нескольких своих картинах («Двенадцать ночи, «Утреннее солнце»).


Холодный, не согревающий свет, замкнутые, статичные позы кочуют из картины в картину. Порой мы не видим лиц одиноких женщин, сидящих перед окном, но можно предположить, что они схожи. Потеря и поиск себя. Противопоставление окна и чистого «экрана» стены – как символ потерь и стремления найти себя, символ новых начинаний и нового выбора, как жизнь с чистого листа.


Одна из самых известных работ Хоппера – «Полуночники». Огромные стеклянные стены – витрины полупустого бара, четыре человека, ночь… каждый из них сам по себе: одиночество в огромном городе, за блестящей витриной, среди миллионов людей.


Роберт Генри, учитель Хоппера говорил: «Я хочу большего, чем очертания домов, и большего чем оконные рамы.… Нельзя ограничиваться тем, что подмечает наш глаз, так как на поверхности находятся лишь знаки. Взгляд на стену или окно должен быть взглядом во времени и пространстве. Стена хранит свою историю, и то, что мы видим,- это результат не одного данного мгновения…»


Так что же такое человек, что такое его судьба? Реальность? Отражение в витрине жизни? Набросок на мольберте? Мир зазеркалья? Так что же есть удел человеческий?


И кем же создан мир: нашим воображением или же волей Творца на вселенском холсте?








@темы: искусство, люди, творчество, эрмитаж

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

я просто пишу и ничего больше

главная