23:03 

Лагерь глазами студента (отчёт по практике)

Yadochka
Если жизнь подбросила тебе кислый лимон, подумай где взять соль и текиллу
Лагерь-это особый механизм, существующий по своим правилам, своим законам.
К педагогической работе в лагере невозможно подготовится на 100%, можно лишь предусмотреть возможные ситуации и попытаться заранее освоить необходимый теоретический багаж.

Для меня смена, проведённая в ДОЛ »Юный строитель», стала очень интересным жизненным опытом и испытанием.

Невозможно предусмотреть все то, что может случиться во время смены: дети, это на столько непредсказуемое явление, что нужно быть готовым ко всему и всегда.

Благодаря работе в лагере, я научилась решать разнообразные конфликтные ситуации, делать множество дел одновременно, импровизировать, творчески раскрываться. Но самым ценным опытом для меня, стал опыт общения с людьми и возможность строить взаимоотношения, работа в команде и умения принимать решения за максимально короткий срок, умение видеть ситуацию в перспективе её развития.

Было много трудностей, начиная с психически неадекватного ребёнка, которого забирали целую неделю, а когда наконец-то забрали, он и его родители, забрали с собой ВСЕ вещи другого ребёнка, потом выяснилось, что это «было случайно» и взяли они «по ошибке» пару носков и футболку. Конечно, я не имею права ставить какие-либо диагнозы этому ребёнку (да и не смогу даже примерно, т. к. литературы о детских психических заболеваниях я не читала). Странным оказалось то, что в медицинской карте не было никаких отметок о сложностях в отношении этого ребёнка. Сложным было как-то контролировать мальчика, т.к. если что-то ему не нравилось, то он убегал, устраивал истерики, я понимала, что НИКАКИМИ средствами его не успокоить, что он требует к себе внимания и только к себе, а нас всего двое вожатых на отряде (хотя, формально -естественно трое). Далее, вечные вопросы детей :» А почему Денису можно? А почему он не идёт? А ему можно, значит всем можно...»

Неимоверных усилий стоило хотя бы как-то следить за этим ребёнком, чем-то его заинтересовать и продержаться те дни, пока он был в нашем отряде.

Для меня самым сложным были взамоотношения со старой частью коллектива вожатых. Существуют некие формальные правила общения и я никак не могу перестроится, что кто-то из-за того, что он чуть выше меня по социальному положению, считает возможным не отвечать на какие-либо вопросы, не помогать, когда помощь нужна, хотя рьяно декларируют ,что всегда готов помочь начинающим. Когда на прямую просьбу о помощи отвечают: «Ну...найди что-нибудь...Ну, сделай что-нибудь»

Из существенных минусов лагеря:
1.Включение отопления только на несколько часов ночью, когда и днём то всего 10 градусов…
2. Огромные проблемы с помывкой детей: время принятия душа накладывается на время проведения отрядных мероприятий, сушить прекрасные девичьи косы негде, на улице -холодно, в корпусах- холодно.
Наш отряд мылся с 17-00 до 17-30 ,при том, что в 17-30 фактически всегда были общелагерные мероприятия. На наши слова о том, что высушится и помыться за это время невозможно, игнорировались со стороны администрации ит.д., однако, было отмечено, что в общелагерных мероприятих участвовать мы обязаны и что всегда есть вариант- не мыть детей.
3.Мне очень не понравилось двуличное отношение директора лагеря к вожатым.
Например, нам было очень проблематично отправить проблемного ребёнка сразу домой и когда в первый раз это сделать не получилось (вмешалась старший воспитатель), то директор сказала, что она умывает руки т.к. мы сами взяли на себя ответственность.

4.Некоторые вожатые жили в вагончике: помещение, куда не были проведены ни канализация, ни трубопровод, естественно, эти вожатые ходили в соседний корпус элементарно набрать воды в чайник и почистить зубы перед сном…Директор на это сказала, что если она увидит, что в наш корпус ходят другие вожатые, то она отключит горячую воду, что она и сделала на несколько дней, правда не понятно по этой причине или по какой-то другой.

Лично меня взбесила экономия директора на том, на чём этого делать не надо: система климат-контроля, радиаторы которой подключены к специальной электросети, которую директор отключала, когда считала, что помещение достаточно нагрелось…Или постоянные отключения пробок в «сушилке»(куда сносилась обувь на ночь) наряду с речами директора о том, что мы должны следить за здоровьем детей и делать их пребывание в лагере максимально комфортным…к примеру- следить, тобы обувь всегда была сухая…

Возможно, я бы не начала это всё писать (ведь в основном лагерь достаточно на хорошем уровне, и хоть не все выделяемые спонсорами деньги доходят до ДОЛ, но то, что доходит, позволяет лагерю очень хорошо функционировать), если бы не один случай.

Нашему отряду не везло с третьим вожатым. Вожатых расставляли так: один с опытом работы и два новичка. Увы, Евгений Желязков, хотя и прошёл школу вожатого и был кружководом в лагере для трудных подростков «Молодёжный», ничем не смог помочь своим коллегам. Вскоре Евгения перевели в 6 отряд, где он к концу смены научился строить детей парами и следить, чтобы они убирали за собой грязную посуду в столовой.

Второй раз к нам назначили Виталия, который изначально приехал в лагерь вести занятия по физкультуре. В лагере Виталий чувствовал себя прекрасно, увы, не от большого педагогического опыта, а несколько по иным причинам: директор - его тётя, а его бабушка так же проживает на территории лагеря: растит цветочки,внука и занимается прочими дачными радостями. Всё бы ничего, но работе вожатого этот юноша предпочитал какие-то свои дела: он не участвовал в оформлении отрядного уголка, не помогал с отрядными мероприятиями, мог собрать детей на игру в футбол-пионер болл, свести в столовую и постоять с отрядом на линейке. Если после отбоя он задержался на какой-то из вожатских посиделок, то он не вставал раньше полудня( хотя ВСЕ во сколько бы они не ложились и как бы себя не чувствовали ,всегда вставали раньше детей).

Однажды Виталий решил почитать на ночь девочкам: при включённом свете и таким басом, что на пол коридора было слышно, да ещё и до 23-30, а отбой в 22-00..не спали все…

Виталий проводил «отрядное мероприятие»: взяв несколько детей он пошёл с ними загорать на футбольное поле, «забыв» сказать об этом оставшимся на отряде вожатым.

Всю смену Виталий вёл себя ОЧЕНЬ странно, на столько странно, что фактически все вожатые усомнились в том, здоровая ли у него любовь к детям…Уж очень странно он общался с девочками…Гладил по волосам, например, не как детей, а как женщину мужчина гладит…на колени к себе сажал…В тёплый день, развалившись в коротких шортах на скамейке, радостно усадил к себе на колени девочку Тамару из IV отряда…

Потом оказалось, что захаживают в его комнату девочки из старших отрядов.
Апофеозом «вожатсва» Виталия стал случай, когда он сильно сжал горло ребёнка ,за то, что тот ударил девочку, стоявшую рядом. Да только сжал на столько сильно, что подбежавшая во время моя напарница еле разжала его руку…У ребёнка была одышка, небольшой нервный срыв(отпаивали валерианой).Это всё при том, что если рассматривать нормативные акты, вожатый в сущности и голос то повысить на воспитанника не имеет права!

На настоятельную просьбу об отстранении Виталия от должности вожатого директор сказала, что если она начнёт рассматривать нашу работу, то тоже найдёт к чему придраться. В тот же вечер Виталий пришёл на отряд, и чуть было не сорвал отрядный огонёк комментариями, которые могли ущемить чувства других детей и существенно ударить по их самооценки.

Надо дополнить, что уходил и приходил Виталий на отряд в удобное ему время. Таким образом, сумма вожатых третьего отряда на протяжении 21 дня смены ровнялась от 2-2,5 человек обычно и в 1-1,5 человека в день, когда у кого-то был выходной.

В день отъезда директор собрала планёрку в 7-40 утра. Нас угощали кофе и бутербродами с ветчиной и красной икрой. Днём, перед самым отъездом директор обнялась с каждым и приглашала на другие смены. Мне было противно.

Тяжёлые сумки детей таскала я и моя напарница. Виталий, хотя и появлялся в последние дни смены, в последний день вообще предпочёл не являться, хотя самое удивительное- дети искренне спрашивали где же наш вожатый…

5.Стаж в трудовую книжку занесён не был (подозреваю экономию на налогах со стороны Дол «Юный строитель), заработная плата не дотянула 240 рублей до минимального размера оплаты труда, который составляет 2300 рублей.

6.Руководитель смены не умел руководить. Увы, для успешных навыков управления нужно уметь это делать (или усиленно формировать это умение, коли нет оного).
Я была неоднократно послана, когда просила помощи в конкретных ситуациях. Ответом мне было :»Это ТВОИ проблемы. ТЫ не подготовилась. Иди и делай, я не знаю, как ты это сделаешь, но если ты это не сделаешь, то ты будешь иновата в том, что мероприятие не состоится».

Однажды Иванов С. Устроил, как потом он ЭТО назвал «марафон».Отрядное мероприятие типа «игра по станциям».Каждый отряд подготавливал небольшое представление о выбранном им городе. Команда в 10-ть человек от отряда бегала по лагерю и знакомилась с городами, представление которых готовили другие отряды.
Оказывается, в понимании Иванова С. «марафон» - это когда всем раздаются ОДИНАКОВЫЕ маршрутные листы и команда ПРОИЗВОЛЬНО выбирает на какую станцию ей бежать. Только на планёрке он «забыл» об этом упомянуть. Я предполагаю, что причиной этого была лень в придумывании маршрутных листов и предподчение просто поставить цифру 8 в меню «количество копий документа»…Мне было очень жаль моих детей, когда все отряды пришли на нашу станцию т.к. у всех были идентичные маршрутные листы…И в этом шуме и гаме дети моего отряда героически пели песню о Великих Луках и даже провели маленький экскурс для 5 и 6 отрядов…

Вечером руководитель программы с пеной у рта доказывал, что мы ничего не понимаем в марафонах…



7.Не могу не написать о случае в лагере, очень сильно потрепавшем мою нервную систему.
В нашем отряде был мальчик, который жил с глухонемыми мамой и бабушкой. С мамой ребёнка была возможность связаться только по смс. Никого слышащего рядом не было, не считая пары человек на работе, которые не всегда находились рядом. Мама навестила мальчика за несколько дней до окончания смены, снабдила сладостями и уехала в полной уверенности, что на вторую смену ребёнок остаётся. За день перед отъездом администрация сообщает нам, что путёвки на вторую смену для Вити нет. Мы, с моей напарницей, фактически самолично перерываем базы данных путёвок от предприятий, от районов, но фамилии Вити в них нет. Пишем смс маме, но ответа не получаем.Мальчик в слезах- он хочет остаться, да и раз мама в такой уверенности уезжала ,значит и путёвка быть должна. На следующее утро мы при каждом удобном случае заходим в административный корпус, но результатов никаких. С мамой ребёнка связаться нет возможности. Мальчик плачет, директор говорит, что раз нет путёвки -сажайте ребёнка в автобус. Мы понимаем, что если с мамой не связаться, значит, придётся самостоятельно вести ребёнка до дома.

Уже в автобусе нам звонит женщина, работающая вместе с мамой ребёнка и говорит, что она звонила в администрацию и сказала, что путёвка есть, но её подвезут через три дня. В администрации её заверили, что всё в порядке, мальчика в город не отправят.

Когда наконец таки мы отдали мальчика взволнованной маме, с которой я очень долго изъяснялась и пыталась рассказать все аспекты ситуации, выяснилось, что лагерь не предоставит никакого транспорта, чтобы в тот же день отвезти мальчика обратно, хотя то, что он оказался в городе по вине ЛАГЕРЯ а значит именно лагерь обязан предоставить такую возможность, а не мама ребёнка, которая работает сутками и кое-как выкраивает выходные.


В итоге хочу сказать, что из всего этого сумасшествия, мне очень понравились дети, в каждом из которых было очень приятно открывать целый мир, подбирать разнообразные решения, чтобы сделать так, чтоб они захотели в чём-то участвовать, помогать решать им их проблемы…Понравилось, что когда я приехала на вторую смену, то все из оставшихся искренне и с удовольствием полезли обниматься, делиться каким-то своими историями, делами.




@настроение: позитивненько так рефлексирую

@темы: хренцена, взаимоотношения,люди

URL
Комментарии
2009-07-06 в 15:00 

вторая работа - и вы забудете о насморке
Главное чтобы дети не замечали всех этих проблем...

2009-07-06 в 19:01 

Yadochka
Если жизнь подбросила тебе кислый лимон, подумай где взять соль и текиллу
Не,детишкам было хорошо-они и понятия об этих проблемах особо не имели)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

я просто пишу и ничего больше

главная